Когда счет идет на минуты

Справедливы ли обвинения в адрес врачей скорой помощи?

Телефонный номер «103» знаком каждому. Хотя в народе работа этой службы вызывает немало нареканий – мол, дозвониться сложно, едут долго, зачастую нужных медикаментов под рукой не имеют… случись что со здоровьем, человек немедленно бросается к телефону, набирает заветные три цифры и надеется получить необходимую помощь. Чтобы увидеть своими глазами, как работают медики скорой и насколько справедливы адресованные им упреки, журналисты «Свободы Слова» решили провести день вместе с одной из врачебных бригад Станции скорой медицинской помощи (ССМП) Управления здравоохранения Алматы.

 

Автомобиль все же не вертолет

Прежде чем приступить к дежурству с медбригадой, знакомимся с заведующим информационно-оперативного диспетчерского отдела (ИОДО) городской ССМП Павлом Бурда. По его словам, всего существуют пять разновидностей медбригад – фельдшерская, педиатрическая, БИТ-бригада (бригада интенсивной терапии), кардиологическая и реанимационная (РЕМ-бригада).

В городе ежесуточно дежурят 150 машин, и в среднем за сутки ими обслуживается 2700-2800 вызовов. Вся оказываемая скорой медпомощь делится по категориям сложности и есть определенные критерии приема вызова диспетчерской службой. Если это вызов к человеку, которому требуется экстренная помощь – серьезные травмы, ДТП, ножевые ранения или отравления, на место происшествия незамедлительно посылается любая бригада независимо от ее профиля. В случае когда речь идет о повышенном давлении, температуре у ребенка или же о перевозке из стационара в стационар, направляют бригаду соответствующего профиля – педиатрическую или кардиологическую. Только если она не успевает, к больному посылается машина, свободная в данный момент.

И когда же она попадет к пациенту? – интересуюсь я.

– Скорая до больного должна доезжать максимум за 15 минут. Но здесь существуют некоторые проблемы, – отвечает Павел Андреевич. – Сейчас к территории Алматы присоединены многие населенные пункты, входившие ранее в территорию области, что значительно увеличило нагрузку на городскую ССМП. К тому же зачастую в таких поселках и микрорайонах нет номеров домов, названий улиц, а порой они и вовсе дублируются. Но основная помеха, конечно, это дорожные пробки. Отдельно хотелось бы сказать о городских водителях, не пропускающих скорую. В этом направлении ведется определенная работа с городским ДВД, даже проводились акции: впереди или позади нашей машины пускали полицейский автомобиль – инспекторы контролировали, кто пропускает спецтранспорт, а кто нет. Но к каждой бригаде полицейского не приставишь, а потому остается уповать на автовладельцев, которые далеко не всегда считают нужным уступать медикам дорогу. Даже притом, что никто из них не знает, на какой вызов торопится скорая. Вполне может быть, что она спешит на помощь его родным.

Вряд ли подобные оправдания устроят больного, чья жизнь зависит от того, насколько быстро приедет скорая. Принимаются ли какие-то конкретные меры в этом направлении?

– В связи с расширением границ города нам добавляют еще 12 автомашин. И для быстрого оказания помощи населению мы принимаем такую практику, как формирование дислокации, – отвечает Павел Бурда. – На уровне того же Бурундая или другого отдаленного района при местных фельдшерско-акушерских и врачебных пунктах планируем выставлять (то есть дислоцировать) машину скорой помощи, которая будет непосредственно обслуживать этот район. После того как эта бригада посетила больного, которого, например, нужно госпитализировать, на время ее отсутствия туда будет выставляться другая машина. Когда же первая вернется из стационара и займет свое место дислокации, подстраховавший ее экипаж вернется на свою подстанцию. В этом году мы уже открыли новую, десятую подстанцию в количестве до семи бригад соответствующих профилей в районе Малой станицы. Соответственно, теперь к населенным пунктам, расположенным в стороне Кульджинского тракта, скорая помощь добирается в кратчайшие сроки.

Сначала разберись, а уж потом ругайся

 К слову, как для коренных горожан, так и приезжих, независимо от их общественного статуса, все медуслуги скорой оказываются одинаково, причем бесплатно. Как нас заверил Павел Бурда, с медикаментами у медбригад все в порядке. А тот факт, что некоторые больные жалуются, что у прибывших медиков не оказалось привычных для них лекарств, объясняется очень просто.

– Работники скорой пользуются медпрепаратами нового поколения, которые более эффективны и безопасны для организма, – объясняет Павел Андреевич. – И они имеются в полном объеме для любого неотложного состояния больного. Но люди привыкли воспринимать лишь их устаревшие аналоги, потому и считают, что медики прибыли на вызов без нужных лекарственных средств.

Некоторые пациенты жалуются, что медики скорой вымогают у них деньги за тот или иной укол или таблетку…  вставляю я провокационную реплику.

– Ни одного такого факта у нас не выявлено. Напротив, многие пишут благодарственные письма, и их у нас накопилось немало. Но если кто-то действительно столкнулся с подобным фактом коррупции, пусть позвонит к нам на телефон доверия. Для Алматы это номера 279-83-14, 279-73-31 и 279-75-81. В этой связи хотелось бы отметить еще один аспект, в котором сильно недопонимание со стороны населения. Нашим медработникам часто приходится обслуживать различные чрезвычайные ситуации. Например, приезжает скорая на место серьезного ДТП, и все вокруг начинают возмущаться и кричать, мол, почему она не везет пострадавших в больницу. Мало кто знает, но есть такое понятие, как «мероприятия, проводимые при ЧС». Если там большое количество пострадавших, то прибывший экипаж до конца остается на месте, координирует и вызывает на себя дополнительные машины, регулируя осмотр и сортировку больных и передавая их соответствующим бригадам по профилю. Также он докладывает текущую ситуацию всем инстанциям, начиная с ДЧС, ДВД и заканчивая управлением здравоохранения.

И смех и грех

В это время в ворота ССМП въезжает автомашина реанимационной бригады, с которой нам и предстоит провести совместное дежурство. В состав экипажа входят врач-реаниматолог Сергей Сологуб, два фельдшера –Акикат Артыков и Кулшаш Раева, а также водительНиколай Бусаков. По словам медиков, с утра им удалось обслужить уже пять вызовов. Но сейчас машина нуждается в санобработке. Как оказалось, им только что пришлось госпитализировать 57-летнюю женщину, предположительно, страдающую сахарным диабетом, у которой резко упало кровяное давление. Положение осложнило то обстоятельство, что больная посещала неких целителей, которые дали ей неизвестное снадобье и посоветовали для полноты эффекта накрепко обмотать ноги целлофаном. В результате появились гнойные язвы и пациентка практически не могла передвигаться самостоятельно. С немалым трудом врачам удалось доставить ее к машине, размотать целлофан, обработать и перебинтовать ноги. Однако оставшиеся на кушетке гной и запах, стоящий в салоне авто, не оставляли возможности обслуживать других пациентов. Автомобиль загнали на специальную дезинфекционную мойку, которая имеется на каждой подстанции ССМП. А мы с фотокорреспондентом, дабы не терять даром времени, отправились в тот самый ИОДО, где принимаются все поступившие вызовы скорой.

В большом зале, где в несколько рядов стоят столы, оборудованные телефоном и компьютером, довольно шумно. Диспетчеры, принимая вызов за вызовом, уточняют симптомы, адреса, направляют машины. Разговаривать с нами им некогда. Лишь спустя 10 минут нам удается перекинуться несколькими словами с диспетчером ИОДО ССМП Бостан Наурузовой, стаж работы которой составляет уже 40 лет. По ее словам, все диспетчеры имеют медобразование. Также обязательно знание государственного языка. В работе им помогают специальная компьютерная программа и алгоритм приема вызова. В программе заложена карта города с четким указанием определенного адреса и маршрута подъезда к нему. Но и здесь случаются накладки – названия многих улиц дублируются (например, только улиц Садовых в городе около десятка), а некоторые заявители, особенно квартиранты, часто не могут назвать адреса своего дома. Приходится уточнять, в каком районе они проживают, какие улицы находятся рядом, на что уходит немало драгоценного времени. А некоторые вновь присоединенные районы в программу еще не заложены, поэтому нужный адрес приходится искать самостоятельно.

– Немало хлопот доставляют люди, которые вызывают скорую, едва завидев человека, лежащего на улице. Бригада приезжает, а на месте уже нет ни заявителя, ни предполагаемого больного, – сетует Бостан Иминджановна. – Доходило до того, что на месте вызова находили не человека, якобы лежащего в кустах, а собаку. Один работник службы озеленения так и вовсе на наших медиков матом ругаться начал. Он во время обеда прилег отдохнуть на травке, а добрые прохожие ему вызвали три скорые подряд. И таких сообщений в среднем поступает 150 в день, но только 5-6 из них подтверждаются. Поэтому если уж так хочется помочь человеку, необходимо остановиться и узнать, нужна ли ему медицинская помощь, и только потом вызывать и ждать бригаду скорой.

– А иногда люди звонят и говорят, мол, я сейчас в автобусе проезжала и видела, как скорая забрала человека с ДТП. Скажите, как он себя чувствует. При этом они не думают, что для удовлетворения своего любопытства отнимают время у оператора, – вступает в разговор диспетчер Светлана Лушпа– Некоторые любят выискивать в интернете различные симп­томы, а, обнаружив у себя то или иное заболевание, срочно требуют скорую. Бывали и такие случаи: вызывали скорую, говорили, что человек чувствует себя очень плохо. А когда медики приезжали, просили дать таблетку от головной боли, а то и вовсе достать батарейки от пульта, закатившиеся под диван. Как-то один мужчина в три часа ночи звонит и сообщает: роды начались, срочно приезжайте. Бригада мчится на вызов, а у него, оказывается, собака рожает. Он говорит, мол, это же элитная собака, кого еще вызывать? Еще один любитель животных вызвал скорую, когда собаку сбила машина. А недавно прошел в школах последний звонок, так у нас минуты свободной не было – оказывали помощь перепившей и передравшейся молодежи. В общем, скучать не приходится. Только вот, обслуживая такие нелепые вызовы, наши медики могут не успеть оказаться там, где их помощь действительно нужна.

Скорая спешит на помощь

Поступает вызов для рем-бригады, и мы отправляемся на него вместе с медиками. В дороге расспрашиваю о нюансах работы в скорой врача-реаниматолога Сергея Сологуба, стаж которого более 30 лет. По его словам, ничего примечательного в их работе нет. Конечно, многие жуткие случаи, особенно ДТП с участием детей, оставляют в памяти неизгладимый след. Не раз бывало, что и с кулаками на медиков кидались за то, что долго ехали. Случались и курьезы.

– Вот вы как думаете, сможет трехлетний ребенок выпить полстакана краски, причем с очень едким запахом? – спрашивает Сергей Николаевич.

Наверное, нет, – отвечаю я.

– Я тоже думал, что не может. А когда начали промывать, оказалось, что это вполне реально. В общем, его отец пошел на балкон покурить – сынишка за ним. Там стояла бутылка с краской. Отец немного отвлекся, а потом смотрит – ребенок держит бутылку в руках, и у него весь язык синий. Мужчина засомневался, мог ли он ее выпить, но все же вызвал скорую. Мы не стали выяснять, мог или не мог, а просто промыли желудок. Весь тазик стал синим! Благо, все обошлось.

Вообще, часто бывает, что родители не могут досчитаться нескольких таблеток, сомневаясь, вызывают скорую, и выясняется, что ребенок действительно незаметно сумел проглотить несколько штук. А так называемый китайский карандаш от тараканов дети и вовсе много раз лопали вместо конфет – что удивительно, ни одного случая серьезного отравления не было. Но самые сложные вызовы те, у которых нет никакой конкретики – просто говорят, что человеку плохо. Такое состояние может быть вызвано чем угодно, а ведь диагноз надо ставить очень быстро – при некоторых заболеваниях, например внутреннем кровотечении или при анафилактическом шоке, от этого зависит многое. Между тем симптомы очень похожи – резкое снижение давления, бледность, сильная слабость.

Наконец приезжаем в один из городских спорткомплексов. У 13-летнего мальчика случился обморок на тренировке по боксу. По словам его родителей, подросток недавно перенес какое-то вирусное заболевание, прошел курс лечения антибиотиками. Давление у него немного пониженное, но общее состояние в норме. Родители от доставки ребенка в больницу отказались и дали расписку, снимающую с медиков ответственность за возможные последствия.

Со всем разобравшись, спешим на вызов к беременной женщине, у которой резко повысилось давление, и доставляем ее в неонатальный центр. Еще вызов – 80-летняя бабушка упала в обморок прямо на улице. Проверили давление и уровень сахара, сняли кардиограмму и доставили ее в Больницу скорой неотложной помощи. Следующим был 68-летний мужчина с сердечным приступом, вызванным стенокардией. Доставили в городской кардиоцентр. Затем – выезд к 65-летней женщине с болями в области сердца. Оказалось, у нее хроническое ревматическое заболевание сердца, и эти симптомы проявились на фоне повышенной температуры. После того как врачи дали ей необходимые медпрепараты, она решила остаться дома и обратиться в поликлинику по месту жительства позже, хотя сотрудники скорой предупредили ее о возможных осложнениях и предложили госпитализировать.

В общей сложности медиками этой рем-бригады за прошедшие сутки было обслужено порядка 30 вызовов. И несмотря на то, что все они были довольно обычными, возможно, многим больным вовремя оказанная помощь помогла сохранить жизнь. У меня же сложилось впечатление, что все сотрудники ССМП действуют профессионально и от работы не отлынивают. Те же проблемы, с которыми сталкиваются люди при вызове скорой, нужно решать системно и на более высоком уровне – увеличивать количество подстанций ССМП, штат диспетчеров, число автомобилей. Сами же медики только спасают жизни, и за это им нельзя сказать ничего, кроме спасибо!

Владимир ДЕМИДОВ

Фото Татьяны КИКОТЬ